В морской отрасли Украины, чьи порты одни из самых дорогих для судозаходов, - нужно срочно искоренить коррупционные поборы (ИНТЕРВЬЮ)26 января, /SEAFARERS JOURNAL/. Юрий Крук с 5 декабря 2014 года возглавил Ассоциацию портов Украины "Укрпорт". Это крупнейшее объединение предприятий морехозяйственного комплекса страны. Интервью с Ю. Круком обнародовал портал 048.ua.
За свою трудовую деятельность Ю. Крук – был и мотористом, и руководителем порта, заместителем Министра транспорта Украины, директором департамента морского и речного флота, народным депутатом Украины, руководителем профильного парламентского комитета.
После отказа от участия в досрочных выборах в Верховную Раду Украины в 2014 году, Юрий Крук, вместе с представителями профессионального морского сообщества активно включился в работу по совершенствованию проводимых реформ в морехозяйственном комплексе страны.
Сегодня он настаивает на том, что специалистов должны слышать, ведь только совместная работа, с учетом мнений всей вертикали будет работать в интересах страны.
- Юрий Борисович, мы знаем о Вашем богатом опыте работы в морехозяйственном комплексе Украины. И вот сегодня Вы сосредоточились на деятельности в Ассоциации портов Украины «Укрпорт». Что Вы считаете основным в своей нынешней работе?
Ю. Крук: За свою двадцатилетнюю деятельность законодателя страны все подготовленные с моим участием законы предварительно обсуждались в среде специалистов морской отрасли. А Ассоциация портов Украины «Укрпорт» – это самое крупное объединение профессионалов морской общественности, с которым мы на протяжении многих лет плодотворно сотрудничали, которое не только хорошо знает отрасль, но и заинтересовано в корректировке проводимых в ней реформ и исправлении допущенных ошибок.
Мы не должны забывать, что именно из-за принятия непрофессиональных решений, как морская отрасль, так и государство в целом теряют огромные средства в связи с уменьшением грузопотоков, судозаходов, не эффективностью расходов на эксплуатацию портов.
- Юрий Борисович! Сейчас работает много частных структур в морской отрасли, они, естественно, хотят, чтобы государство думало об их интересах больше. Как это учесть?
Ю. Крук: Перед нами стоит сложная задача: развитие новой особой формы взаимодействия государства и частного бизнеса – государственно-частное партнерство в морской отрасли. В этой области у нас еще много спорных вопросов. Например, остаются не определенными до настоящего времени оценки приоритетности для отрасли концессии в портах. Очевидно, что необходимо будет попытаться сформулировать критерии применения тех или иных форм государственно-частного партнерства (и концессии – как одной из них) в том числе в отношении малых и больших, стратегически важных и региональных, рентабельных и убыточных портов, работающих в Украине.
Представляется, что придется обсуждать и вопрос о включении в планы приватизации через определенный период времени части государственных предприятий, выполняющих в настоящее время стивидорные работы в портах и множество других вопросов, в ответах на которые заинтересованы, я уверен, все игроки рынка портового бизнеса.
Нельзя считать и всегда правильными принятые назначения на руководящие должности профессионально не профильных людей, что в недавнее время не давало возможность обеспечивать профессиональными кадрами отраслевые структуры управления.
Чего только стоят финансовые планы государственных предприятий, которые утверждаются во второй половине планируемого года.
Как вы знаете, в результате, в портах имеют место строительство за государственный счет терминалов, которые нечем загрузить, реформы в портах дают отрицательный результат, тонут «волнорезы», уходят грузы, снижается количество судозаходов. В то же время частные стивидорные компании прекрасно развиваются без «объятий» государственного управления, а государственные постоянно борются за выживание с тендерами, контрактами с руководителями, беспределом чиновников. Чего только стоят финансовые планы государственных предприятий, которые утверждаются во второй половине планируемого года. А наши порты, которые по интенсивности обработки контейнеров находятся на уровне африканских. Понимая все это, мы видим необходимость в проведении корректировки проводимых реформ и незамедлительном исправлении допущенных ошибок.
- И все-таки, Юрий Борисович, специалисты Вашего уровня, с Вашим богатым опытом приходят ведь в такие структуры не просто руководить, а чтобы донести собственную концепцию реформирования отрасли.
Ю. Крук: У нас уже наметилась концепция реформирования отрасли, но все равно она еще требует доработки. Например, крайне важным вопросом по реформированию отрасли, на наш взгляд, является воссоздание в структуре Министерства отраслевого органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере морского и речного транспорта – Государственной администрации морского и речного транспорта Украины, которая должна отвечать перед Президентом и КМУ за состояние и развитие отрасли как носителя ответственности государства Украина по международным конвенционным обязательствам и за наиболее эффективное использование имеющегося морского и речного потенциала в интересах государства и народа.
Отсутствие отраслевого органа исполнительной власти, полномочного комплексно решать задачи отрасли, как показал опыт последних лет, тормозит проведение реформ. Функционирование отдельных структур с разновекторными полномочиями и компетенцией только разрушают системность управления, а зачастую и не способствует достижению общегосударственных интересов.
- А встречались ли Вы с новым Министром инфраструктуры Украины? О чем был разговор?
Ю. Крук: С министром инфраструктуры Украины Андреем Николаевичем Пивоварским мы встречались и общались более часа. Особо хочу подчеркнуть, что я не помню такого министра, с которым бы мне удалось так долго общаться, обсуждая проблемы отрасли. По итогам нашей встречи могу сказать, что взаимопонимание видения проблем и путей их решения в разговоре имело место и мы настроены на совместную плодотворную работу.
- А что же делать с портами, грузооборот которых сейчас по объективным причинам резко сократился. Ну хотя бы порты расположенные на украинском участке Дуная?
Ю. Крук: В этом случае, как нельзя уместно подходит поговорка – «мал золотник, да дорог». Украинская часть Дуная — это наша интеграция в Европу, которая существует уже более 200 лет. Как Вам известно, Дунай проходит через всю Европу. Поэтому украинские представители осуществляют встречи с парламентариями стран Дунайского бассейна, вырабатывают общую стратегию, защищают наши интересы. Мы должны возрождать эти порты. Нам надо, чтобы Дунайское пароходство перевозило по Дунаю минимум 30-40% общих объемов перевозок, а объемы перевалки грузов через украинские устьевые порты вернулись на максимльный для них уровень.
На наш взгляд, уже срочно должны быть обсуждены меры, направленные на удержание и стимулирование роста грузопотоков через все порты Украины (транзитные и экспортно-импортные) – те действия правительства, которые обязано инициировать отраслевое Министерство, оперативно реагируя на ситуацию с грузами в портах. Но для такой работы нужен ответственный профессиональный отраслевой «штаб» генерирующий идеи, планы, решения.
- Какие на ваш взгляд должны быть первые шаги, по пути реформирования морской отрасли?
Ю. Крук: Самым неотложным и наиболее ожидаемым для морской общественности должно стать принятие мер по искоренению коррупционных поборов в отрасли и по отношению к отрасли. На весь мир украинские порты «славятся» как одни из самых дорогих для судозаходов, т.к. значительная доля затрат по дисбурсментам – надуманные надзорными органами и коррумпированными чиновниками.
Поэтому наша Ассоциация «Укрпорт» настаивает на скорейшем рассмотрении Верховной Радой Украины Законопроектов, направленных на облегчение государственного регулирования бизнеса в портах, это будет сопутствовать искоренению коррупции в конкретных сферах портовой деятельности.
Если даже долгожданные действия созданного Национального антикоррупционного бюро Украины не дадут в ближайшее время ощутимых всеми транспортниками результатов, необходимо будет ставить вопрос о принятии Закона «О противодействии коррупции на транспорте» и т.д.
И если говорить еще о важнейших шагах по пути реформирования морехозяйственного комплекса страны, то мы считаем, что органы местного самоуправления - областная государственная администрация, мэрии городов сегодня фактически отстранены от проведения реформ в части развития портов. А создание Администрации морских портов Украины с юридическим адресом в городе Киеве привело к уплате налогов в центр, что по нашему мнению неправильно. Большая их часть должна оставаться на местах.
Кроме того, вопросы кадровой политики в части назначения первых руководителей практически лишены влияния руководства на местах.
Считаем необходимым осуществить перераспределение полномочий, ответственности и финансовых ресурсов между центром и регионами.
Мировая практика свидетельствует о том, что органы местного самоуправления имеют значительно более существенное влияние на развитие порта как производственной единицы, так и как социального организма. Поэтому необходима скорейшая децентрализация власти, которая основывается на передаче некоторых полномочий органам местной власти с передачей источников финансирования на реализацию, то есть проведение децентрализации бюджетной системы.
Такой подход к децентрализации государственного управления, на наш взгляд, существенно повысит уровень ответственности органов местного самоуправления, освободит министерства и ведомства от выполнения значительного объема не свойственных функций, позволит сосредоточить усилия на разработке государственной политики в каждой отрасли экономики, в том числе и в морской отрасли.
Также необходимо принять срочные меры для поддержки научных организаций отрасли, которые когда действиями, а когда бездействием государства и бывшего отраслевого руководства доведены до критического состояния. Если такое положение с отраслевой наукой продлится еще год-два, государство и отрасль безвозвратно лишатся некогда одного из самых мощных в мире научных морских потенциалов, каковым обладала Украина.

SEAFARERS JOURNAL