Укладистость грузаМасса груза — физическая величина, характеризующая инертные и гравитационные свойства груза; измеряется в единицах веса — килограммах, тоннах. В процессе перевозки масса груза может измениться. Поэтому вес измеряют дважды: при отправке — на весах отправителя, при приёмке — на весах получателя (или перевозчика). Недостача оплачивается поставщиком, излишки — покупателем. Но покупатель не обязан оплачивать излишки, если они образовались за счёт увеличения влажности груза (такое случается при перевозке сыпучих грузов, например зерна). Масса тары включается в массу отправки. Масса груза в упаковке называется массой брутто, без упаковки — массой нетто.
При заполнении накладной грузоотправитель и/или приёмосдатчик указывают в специальной графе способ определения массы груза (взвешиванием, расчётным путём, по обмеру и т. п.).
Поскольку в большинстве случаев при транспортировании грузов проявляется эффект экономии за счёт масштабов операций, важную роль приобретает объём перевозимого в одной партии груза. Чем больше объём груза, тем меньше издержки в расчёте на единицу веса. При больших объёмах груза постоянные расходы на их приёмку и доставку получателям распределяются на дополнительные единицы груза. Эта зависимость ограничена только грузовместимостью транспортного средства.
Под грузовместимостью транспортного средства понимается «суммарный объём грузовых помещений, используемых для размещения и перевозки грузов». Грузовместимость может измеряться количеством грузовых единиц, грузовых мест. «Грузовая единица — физически неделимый груз, состоящий из одного или нескольких предметов (соединённых между собой средствами пакетирования), имеющий определённую форму и линейные размеры и подготовленный к погрузке, транспортированию, хранению и разгрузке». Различают полный, геометрический объём и погрузочный объём — используемая часть полного объёма. Погрузочный объём может быть выше полного при загрузке вагона или автомобиля выше борта. Экономия на объёме перевозимого одним транспортным средством груза побуждает транспортников нагружать транспортные средства сверх их грузоподъёмности, что нередко приводит к аварийным ситуациям и срыву доставки. Под доставкой в данном случае понимается процесс транспортирования груза в место назначения.
Поэтому службы логистики, организуя отправки грузов (отправка — единица наблюдения перевозок грузов; партия груза, принятая к перевозке по одному перевозочному документу от конкретного грузоотправителя конкретному грузополучателю), не должны допускать перегруженности транспортных средств, а для получения экономии от масштабов операций им следует проводить консолидацию малых грузовых отправок в более крупные (смешанные).
Масса груза (в тоннах), доставленных транспортом между заданными пунктами за период времени, определяет интенсивность потоковых процессов. К показателям интенсивности грузового потока относятся: густота перевозок; коэффициент неравномерности перевозок (по направлениям, времени, пробегу). Интенсивность грузовых потоков обусловливает и среднесуточная потребность в отправлении грузов; она зависит от характеристик грузовой единицы (тара, упаковка, линейные размеры, масса нетто и брутто и др.), средней и минимальной массы отправки, протяженности маршрута, количества перевалок и объёмов грузопереработки.
В экономике транспорта используется и понятие транспортный поток — совокупность транспортных средств, находящихся на пути сообщения. Он характеризуется такими показателями: интенсивность — количество транспортных средств, проследовавших в единицу времени через данное сечение пути; состав — соотношение транспортных средств различных типов; плотность — число транспортных средств на километр пути; скорость отдельного транспортного средства и потока в целом; задержка — удлинение сроков доставки грузов.
Интенсивность потоковых процессов при пространственном перемещении продукции можно представить в виде диаграмм, картограмм, таблиц. Применяют и математическое моделирование для конфигурации форм грузового потока, в том числе сетевое моделирование и др.
Удалённость места отправления от места назначения груза, выраженная в километрах или милях, образует понятие расстояние перевозки. Расстояние — главный фактор, определяющий величину транспортных расходов. От расстояния перевозок зависит величина переменных издержек, т. е. затрат на оплату труда, горючее, техническое обслуживание и ремонт транспорта.