Транспортная составляющая коммерческой логистикиВ торговом деле (системе коммерции) деятельность по преодолению пространственного разделения мест производства товаров и мест их потребления всегда относилась к важнейшей; она же была и наиболее затратной, связанной с большими рисками. С давних времён отрабатывались способы пространственного перемещения товарных масс. Коммерческий интерес являлся двигателем прогресса в этой области. Очень рано данный вид деятельности стал превращаться в самостоятельный промысел.
В русском языке слово промышлять означало «жить, добывать хлеб и всё нужное, заниматься чем, как средством жизни». В систему коммерции в качестве её субъектов наряду с купцами, занимающимися торговлей как промыслом, входили и деловые люди, промышляющие извозом.
На Руси, с учётом её огромной территории и географического разнообразия, широкое применение получили две формы организации пространственного перемещения крупных партий товаров: обозная и караванная.
Обоз — «сборище путевых, кладных повозок». В зимнее время повозки заменялись санями; множество саней или повозок, следовавших след в след — «гусем», составляли поезд. Обозначать (ходить с кладью обозами) означало заниматься обозным промыслом. В системе торгового дела обозный промысел с давних времён развивался как самостоятельный вид предпринимательства.
Перемещение грузов обозами на дальние расстояния предполагало наличие обязательных условий — их внутреннюю организованность и соответствующую инфраструктуру. Извозчики обязывались соблюдать в пути установленный порядок. Они же избирали из своей среды (из наиболее опытных, бывалых людей) «обозного» — смотрителя, начальника обоза.
Известно, что во многих странах «военный обоз» как самостоятельное подразделение включался в структуру организации войска и рассматривался как важнейшее звено системы военной логистики. В обозе находилась и войсковая казна. Захваченную военную добычу также свозили в обоз.
Ныне в военной логистике задачи, которые прежде решал обоз, сведены в три функции:
1) снабжение (обеспечение) армии военной техникой и запасными частями к ней, топливом, обмундированием, продовольствием и др.;
2) транспортное обеспечение армии;
3) услуги (техническое обслуживание военной техники, жилищно-бытовое и медицинское обслуживание личного состава).