Транспортная составляющаяС увеличением средней дальности перевозок кривая издержек растёт, но убывающими темпами. На этом явлении основан принцип убывания: чем протяжённее маршрут, тем меньше в нём доля участков, приходящихся на городские территории, и тем больше доля пути по магистральным (межгородским) дорогам. Движение по ним обходится дешевле в расчёте на километр, так как скорость движения здесь выше, а значит, меньше расход топлива и относительные трудозатраты. Средняя дальность перевозок определяется способом деления грузооборота в тонно-километрах тарифных на количество перевезённых грузов (в тоннах). В бывшем СССР средняя дальность перевозок по всем видам транспорта за 1980-1990-е гг. увеличилась с 543 до 641 км. Для сравнения: в Японии средняя дальность перевозок в 1991 г. составляла 80,9 км.
К сокращению транспортных расходов при перевозке ведёт и увеличение плотности груза. При перевозке грузов транспортные издержки обычно считают на единицу веса, например на тонну, центнер. Плотность груза — отношение веса к объёму груза (занимаемому пространству). Это величина, обратная погрузочному объёму. Чтобы наилучшим образом использовать грузовместимость транспортных средств, необходимо увеличить плотность груза. Это позволяет заполнить полезную кубатуру транспортного средства большим количеством грузовых единиц. Предел обусловлен грузовместимостью и грузоподъёмностью транспортного средства. Грузоподъёмность — максимально допустимая масса груза, которая может быть принята к перевозке данным транспортным средством. Плотность груза — один из факторов, учитываемых при формировании тарифов. Как правило, чем меньше плотность, тем выше тариф.
Укладистость груза — это характеристика его формы и габаритов. Она влияет на использование полезного объёма транспортного средства. Между плотностью груза и его укладистостью есть связь, но не прямая. Если плотность груза меньше удельной грузоподъёмности транспортного средства (удельная грузоподъёмность — часть груза, приходящаяся на один кубический метр полного объёма грузовых помещений), то его грузовместимость используется полностью, но недоиспользуется грузоподъёмность. Если плотность груза больше удельной грузоподъёмности, то полностью используется грузоподъёмность, но недоиспользуется грузовместимость.
Грузы неудобной формы, чрезмерно длинные или широкие, не позволяют оптимально использовать объём транспортного средства. При перевозке товаров могут потребоваться специальное грузоперерабатывающее оборудование и дополнительные расходы на грузопереработку. Размер расходов на эти цели во многом зависит от способа упаковки грузов для транспортировки. Перевозка товара связана с риском ущерба, а следовательно, и с претензиями со стороны владельца груза. Есть вероятность повреждения груза в пути, опасность утраты, порчи (особенно для скоропортящихся продуктов), воровства, самопроизвольного возгорания или взрыва и другие опасности. Это предопределяет необходимость перераспределения ответственности за сохранность груза. Перевозчику надо страховать грузы. В противном случае оп пе получает материальной компенсации за причинённый ему ущерб.