Телемеханические системы автоматического регулированияВысшей формой организации движения транспортных средств является разработка и использование автоматизированных систем управления движением АСУД.
Создание автоматизированных систем управления дорожным движением стало актуальной задачей в связи с непрерывным ростом автоматизации и неспособностью обеспечения эффективного использования автотранспорта старыми техническими средствами ОД. Установлено, что внедрение АСУД позволяет сократить непроизводительные задержки транспорта на 20—30%, увеличить среднюю скорость его движения на улицах городов на 8—10%, пропускную способность дорожно-транспортной сети на 10—15%, повысить безопасность движения на 8—10%. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что внедрение АСУД в городе с населенностью 500 тыс. жителей дает экономический эффект порядка 400—600 тыс. руб. при сроке окупаемости 1—2 года.
В нашей стране созданы, освоены промышленностью и выпускаются серийно системы координированного управления дорожным движением на магистралях со сменой программ по времени суток, координированного управления дорожным движением на группе магистралей со сменой программ по ступеням интенсивности движения транспортных потоков и система управления дорожным движением в крупном городе с применением ЭВМ. Система АСУД внедрена, в частности, в Баку и находится в стадии промышленной эксплуатации. Опытный образец системы «Город» внедряется в Алма-Ате.
Основными принципами управления движением в системе «Город» являются общее управление движением с учетом интенсивности и скорости транспортных потоков и местная коррекция режимов движения на перекрестках с учетом реальной транспортной ситуации. В системе используется периферийное оборудование и управляющие пункты с ЭВМ М-6000, обслуживающие районы управления до 150 перекрестков.