Структура логистической информационной системыК информационной части макрологистической системы (МКЛС) и ее подсистем — МЛЦ, ЛК, ЛТЦ — относятся экономико-правовое, финансовое (инвестиционное), научно-методическое и кадровое обеспечение и др. Главная задача информационно-компьютерной поддержки — поддержание необходимой работоспособности МКЛС в различных политических, социально-экономических и производственных ситуациях путем обеспечения:
минимально необходимой управляемости МКЛС и ее подсистем и партнеров. При снижении управляемости ниже минимально необходимого, критического уровня, выявление и использование дополнительных резервов управления с помощью современной логистики, т.е. путем повышения качества управленческих решений, становится невозможным и теряет всякий смысл в силу одинаковой степени невыполнения как плохих, так и более совершенных (оптимальных) решений;
сопряжения личных (индивидуальных и групповых) интересов подсистем МКЛС с общесистемными интересами;
предельной прозрачности потоковых процессов и частичной их легализации (придания правовой легитимности);
адаптации формируемых МКЛС к российским условиям переходного периода.
Наиболее важное преимущество создаваемых МКЛС — образование информационного пространства (киберпространства) как в границах самой макросистемы, так и за ее пределами, преимущественно в сферах ее функционирования.
В этой связи возникает объективная необходимость трансформации традиционного информационного обеспечения эффективного функционирования и развития МКЛС, типичных для транзитивной экономики, в относительно автономные логистические информационные системы (ЛИС). Они являются высшей формой интеграции бизнес-процессов, поскольку должны охватывать все звенья реально циркулирующих потоков продукции и услуг. ЛИС функционируют в соответствии с целями и задачами оптимального управления МП и другими потоковыми процессами, опосредующими их. Эти задачи объединены как внутренними целями МКЛС (ее бизнес-организации), так и внешними целями.
ЛИС — это интерактивная (промежуточного типа) структура, включающая в себя персонал, средства труда и процедуры (информационные технологии), объединенные совокупностью информационных потоков, используемых логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа эффективного функционирования и развития МКЛС.
Следовательно, ЛИС охватывает не только бизнес-процессы в Интернете (электронный бизнес), но и отдельные хозяйственные процессы в отраслях традиционной экономики, при осуществлении которых используются высокие технологии, в том числе технологии электронного обмена информацией, или Web-технологии.
Логистические системы, особенно МКЛС, становятся неконкурентоспособными, если в них не реализована возможность обмена информацией в Интернет-формах.
Наиболее значимыми для ЛИС являются интернет-технологии и основанные на их широком использовании электронный бизнес и виртуализация организаций. Электронный бизнес — это осуществление фирмами, входящими в МКЛС, большей части бизнес-функций электронными средствами; к нему относится, в частности, электронная торговля, осуществляемая через онлайновые сетевые службы.
Если речь идет о торговле информацией (например, доступе к банку данных и некоторым видам программного обеспечения), то весь цикл купли-продажи может и должен быть реализован в «сетевом (электронном) варианте». Таким образом, к электронному бизнесу могут быть отнесены все логистические операции при обязательном присутствии электронных платежей в логистической цепи.
Многие МКЛС в наибольшей степени обладают признаками виртуальности, поскольку, согласовав свои представления о содержании хозяйственных или других общественных процессов в определенных границах (рынка, отрасли, региона и даже страны), о механизме и культуре взаимного доверия и совместной выгоды, партнеры по кооперации совместно используют свои ресурсы и способности (локальные потенциалы), чтобы быстрее добиться лучшего результата с конкурентными преимуществами в общесистемном и особенно в международном масштабах.
Виртуальная организация — это временная добровольная форма кооперации нескольких экономически и юридически независимых партнеров (предприятий, организаций, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая благодаря оптимизации их совместной деятельности повышенный эффект всем ее участникам.
Вторичные функции ЛИС: обеспечение управленческого персонала научно-технической информацией о новейших отечественных и зарубежных инновациях в области информатики и управления.
Основное преимущество ЛИС, распространяющееся на окружение системы, — возможность использования открытых информационных технологий. Главная черта последних — интеграция множества информационных технологий с множеством программных приложений. Только в этом случае достигается интеграция всех составляющих ЛИС при соблюдении требуемой оперативной работы в реальном масштабе времени.
Использование преимуществ открытых технологий для включения требований и предпочтений показателей, поставщиков, посредников, транспортно-экспедиторских структур и других участников макрологистических систем в общий процесс управления поточными процессами — это неотъемлемый компонент ЛИС.