Стратегия управления в логистикеПри реализации предприятием стратегии управления затратами основным критерием эффективности логистики снабжения может служить снижение общих затрат.
На этапе годового планирования, в том числе при нормировании материально-производственных запасов, специалисты службы снабжения формируют стратегию снабжения по каждой номенклатурной группе и выбирают вариант взаимодействия с поставщиками. На основе этого определяются объёмы партии поставки, исходя из наименьших общих затрат на снабжение предприятия данной номенклатурной группой.
Таким образом, вклад коммерческой логистики в интегральный эффект деятельности предприятия определяется прежде всего снижением себестоимости продукции за счёт сокращения совокупных затрат в снабжении.
Можно выделить финансовые и нефинансовые измерители деятельности логистики. К нефинансовым показателям относятся показатели удовлетворения клиента качеством продукции и логистическим сервисом, некоторые показатели оценки состояния внутренних бизнес- процессов, показатели эффективности обучения и развития персонала. Управление нефинансовыми показателями ведёт в перспективе к улучшению финансовых показателей деятельности и к повышению эффективности предприятия.
Возможные варианты использования системы сбалансированных показателей для оценки эффективности коммерческой логистики промышленного предприятия рассмотрены в статье Л. Б. Белова. Использование вышеприведённых показателей оценки эффективности коммерческой логистики во многом зависит от уровня организации на предприятии системы бухгалтерского, управленческого, финансового и оперативного учёта, в том числе учёта операционных затрат в функциональных областях логистики, прямых и косвенных расходов на хранение, транспортировку и др.
Совершенствование системы учёта на предприятии позволит перейти к оценке деятельности каждого звена системы поставок и создать основу для построения системы мотивации персонала.
Большинство методологических вопросов, связанных с оценкой эффективности хозяйственных процессов, наиболее обоснованно представлены в работах академика В. В. Новожилова (1972 г.).
Вопросы, связанные с расчётом окупаемости проектов раскрыты В. Н. Богачёвым. Можно согласиться с его мнением относительно того, что теория эффективности исторически сложилась как нормативная теория, выводимая дедуктивно из ограниченного числа предпосылок.
Попытки применить методики расчёта эффективности к достаточно глубокому анализу реальных ситуаций наталкиваются на необходимость учёта целого ряда идеологических, политических, социальных и других факторов. Эти факторы, как правило, трудно формализуемы и слабо структурированны, но оказывают существенное влияние на ход экономических процессов.
Таким образом, методы расчёта экономической эффективности, используемые в коммерческой логистике и её функциональных областях, базируются на общей теории оценки экономической эффективности хозяйственных процессов. Эти методы нуждаются в дальнейшем совершенствовании. С развитием логистики появляются всё новые аспекты деятельности, для которых уже освоенные методы оценки эффективности оказываются недостаточными.
Существенные трудности в этом направлении обусловлены всё более массовым характером инновационных процессов в логистике, распространением новых информационно-телекоммуникационных технологий, усилением значимости социальных и экологических факторов развития.
Поскольку в пространственном перемещении товаропотока заложены значительные резервы, а специализация и кооперирование приводят к росту трансакций и сопутствующих им издержек, совершенствование структуры экономического потока и формы его организованности во многом определяет эффективность проектируемых систем поставок.
Активность в логистике — величина, измеряемая суммой энергии, которая затрачивается на то, чтобы преодолеть сопротивление и привести систему в деятельное позитивное состояние. Активности и сопротивления являются элементами всякой логистической организации, всякого комплекса.
Базис подбора — то, что определяет устойчивость и дееспособность формы организации экономического потока в конкретной среде. В него входят: состояние предпринимательской среды; уровень наукоёмкости отраслей региональной экономики; восприимчивость к инновациям; конкурентоспособность и др.
Виды логистики — экономическая логистика, военная логистика и математическая логистика; различаются по сферам применения и областям знания.
Военная логистика — вид логистики; изучает организацию и управление материально-технического обеспечения войск в мирное и военное время.
Гармония — такое соответствие между частями и целым, которое есть «примирение противоречий, а не просто их отсутствие, объединение разнообразного, а не простое однообразие». Состояние гармонии не даётся изначально, оно возникает как результат развития. Принципом гармоничной логистической системы является развитие комплексов-активностей с помощью непротиворечивых совместных действий и взаимного приспособления.