Система сбалансированных показателей результативностиДоходность логистических активов рассчитывается как отношение доходов, полученных от продаж, к логистическим активам L .
При этом La определяется как сумма среднего уровня товарных запасов за плановый интервал и дисконтированных инвестиций (стоимости основных фондов) в логистическую инфраструктуру.
Доходность на вложенный капитал определяется как произведение нормы прибыли на доходность активов. Приращение этого показателя за анализируемый период характеризует эффективность логистики.
При построении системы показателей оценки результативности логистики необходимо разработать алгоритмы влияния различных параметров на норму прибыли и доходность логистических активов. Очевидно, что уменьшение операционных расходов на логистику при том же объёме продаж и уровне сервиса увеличивает норму прибыли.
Правильно установленные стандарты логистического сервиса и сервис с добавленной стоимостью увеличивают объём продаж. При превышении скорости объёма продаж над скоростью возрастания операционных логистических затрат возрастает норма прибыли.
Эффективное использование складской, транспортной и информационной логистической инфраструктуры сокращает потребность в логистических мощностях и соответственно способствует снижению расходов на инфраструктуру, повышая доходность активов при том же объёме продаж. Оптимизация структуры товарных запасов увеличивает доходность активов, вложенных в запасы.
Функции коммерческой логистики претерпевают постоянные изменения. Одним из рычагов, при помощи которых логистика способствует достижению базовых стратегических целей предприятия, является использование модели ТСО (total cost of ownership). В соответствии с этой моделью ключевые индикаторы результативности коммерческой логистики должны учитывать полные затраты, относящиеся к товародвижению, в том числе затраты на использование товара, административные расходы и издержки процессов. На общие затраты на закупку материалов и услуг влияют и другие составляющие — цена, качество, доставка, обслуживание. Конечно, ценовые характеристики наиболее очевидны.
Но первоначальная цена — не единственный компонент, определяющий итоговый результат сделки. На итог влияют скидки за объём заказа, получение выгод общего назначения, условия платежа и доставки. Экономии можно добиться за счёт стандартизации продуктовой линии, применения её функциональных эквивалентов, перепроектирования продуктов, изменений в их сертификации и за счёт снижения объёмов отходов. Административные и процессные затраты особенно тщательно следует учитывать по товарам, для которых характерна низкая ценность и высокие транспортные затраты, например материалы, используемые для ремонта и операционных целей. Эти расходы могут быть снижены за счёт консолидации накладных расходов, автоматизации процесса обработки заказов, использования электронной системы документооборота.
Таким образом, служба логистики должна фокусировать свою деятельность па учёте полных затрат, относящихся к товару. Поэтому службу снабжения предприятия часто рассматривают как центр ответственности за снижение общих затрат владения. Снижение таких затрат при сохранении уровня обслуживания внутрипроизводственных потребностей можно рассматривать как добавленную ценность логистики снабжения, которую она вносит в сдерживание роста и снижение себестоимости выпускаемой продукции и как следствие — в достижение стратегических целей развития предприятия.
В общие затраты владения входят все затраты на приобретение материальных ресурсов, операционные затраты службы снабжения, затраты на складское хранение и обслуживание внутренних потребителей, фактические затраты на использование, техническое обслуживание (касаются прежде всего оборудования и некоторых расходных материалов с учётом нормативного и фактического времени наработки на отказ), объёмы реализации отходов.