Расширение функциональных границ экономической логистикиВ системе экономической логистики информационная логистика — её элемент. Первая выступает по отношению к ней как система более высокого порядка. Её предметная область — информационный поток. В то же время информационный поток как составная часть экономического потока выполняет важную роль и в других видах логистики: коммерческой, финансовой, сервисной. Это обусловлено тем, что информация выполняет роль связки элементов логистической системы. В ряде случаев роль информационного потока в логистической системе настолько велика, что можно говорить о его приоритетности над другими потоками.
По мере развития общества информация становится всё более активным элементом конкурентной борьбы. Роль информации особенно наглядно проявляется на спекулятивных рынках у биржевых спекулянтов. Повышение ценности и полезности информации позволяет рассматривать её как специфический товар. В товарной форме информация создает новую область стоимостных отношений.
Компьютеризация социально-экономических процессов общества позволила начать массовое производство информационного ресурса как товара. Информационный ресурс всё в большей степени служит импульсом для перемен в жизни общества. Информация формирует менталитет общества, влияет на его идеологию.
Началась информационная структуризация и мирового хозяйства. Образуются мощные финансово-промышленные группы (корпорации) как национальной, так и транснациональной (ТНК) ориентации. Наиболее мощные 80 ТНК контролируют около половины всей мировой торговли. Им принадлежит большая часть мирового информационного ресурса (патенты, новые технологии, ноу-хау и т. д.).
Гиперорганизации мирового масштаба такого рода имеют информационную природу. Только корпорации, обладающие достаточным капиталом и единой стратегической целью, диверсифицированные (с разнообразной деятельностью) могут без особого риска производить необходимые инвестиции в инновационную деятельность, связанную с получением новых информационных ресурсов (НИОКР, технологическое перевооружение, формирование новых рынков, создание общественного мнения и т. д.). Только такие объединения, да ещё государство, способны производить долгосрочные инвестиции в нетоварную форму информации, где срок получения прибыли весьма отдален.
Таким образом, задачи информационной логистики существенно расширяются и актуализируются. Информационная логистика характеризуется как совокупность мероприятий, направленных на оптимизацию конфигурирования форм организации информационных потоков в процессе производства, движения и сбыта информации в рамках системы.
В коммерческой логистике правомерно говорить об информационных потоках, сопровождающих материальный поток. Этим и определяется их место в производственно-коммерческой деятельности. Одним из главных условий конкурентоспособности предприятия становится наличие такого информационного обеспечения его коммерческой деятельности, которое позволило бы связать воедино снабжение, производство, сбыт, сервис, транспортно-складские и другие процессы.
Информационное обеспечение коммерческой логистики мы рассматриваем с точки зрения образования и функционирования системы информации, которая создаёт возможности для эффективного развития системы поставок. Это внутренняя подсистема, обеспечивающая возможность нормального действия основных функциональных областей логистики. Исходя из такого понимания данного явления правомерно говорить об информационном обеспечении системы поставок.
Информационное обеспечение системы поставок представляет собой некую формализованную модель ведения бизнеса в рамках того или иного логистического образования (цепи, сети, канала). С её помощью отображаются и поддерживаются происходящие в системе поставок бизнес-процессы. Задача информационного обеспечения системы поставок — отслеживать процессы, выявлять тенденции, на основе которых фокусная компания (центр) системы поставок способна принимать управленческие решения и предвидеть результат этих действий.
Таким образом, материальные потоки в системе поставок базируются на информации, которую они сами порождают и которая модифицирует их. Эта информация включается в логистические системы в виде различного рода информационных потоков.
Информация, используемая в системе поставок, может быть признана полезной, если возможно её включение в текущие производственно-сбытовые процессы в виде своеобразного информационного блока.
Информационное обеспечение системы поставок в виде особой структуры предприятия должно строиться на следующих принципах: интегрированность, гибкость, интерактивность, адекватность, актуальность информации.