Принятие предприятием решенияСоздание собственного транспортного парка требует значительных капитальных вложений в подвижной состав и затрат средств на его обслуживание. Это оправданно, если предполагаются большие объёмы перевозок, и ожидается значительный выигрыш от более высокого качества и надёжности нового собственного парка.
Предприятия — производители товаров стали всё чаще прибегать к услугам специализированных перевозчиков. Для производителя товаров они — сторонние организации, готовые оказать ему услугу. Посреднические компании, оказывающие такие услуги, составляют значительный сегмент рынка логистических услуг (около 80% от общей доли российского рынка логистических услуг). Однако решению о передаче столь важной логистической функции сторонней организации должно предшествовать тщательное исследование поставщиков: не все компании, предлагающие на рынке свои услуги, способны её осуществить. Нередко, выиграв в конкурсе, они перепоручают её практическую реализацию третьей стороне. Предпочтительнее те компании, для которых «извозный промысел» стал «средством жизни», их предпринимательством.
Принятие предприятием решения о создании собственного парка транспортных средств или о покупке транспортных услуг «на стороне», у предпринимателя-посредника, относится к стратегическим решениям. Стратегическим считается только такое решение, которое приводит в движение все остальные факторы развития. Важно оценить преимущества такого решения и связанные с ним риски. Нужно сравнить собственные возможности предприятия в этом направлении с результатами от приобретения таких услуг на стороне. Иначе говоря, передача функции транспортирования внешнему посреднику должна способствовать реализации на практике основного правила логистики.
Предпринимательством на рынке транспортных услуг занимается большое количество перевозчиков. Многие из них работают только с одним видом транспорта. Этим и ограничиваются их услуги потребителям. Наметилась тенденция значительного расширения сегмента рынка транспортных услуг, связанных с перевозкой мелких партий товаров. Доставка мелких партий товаров, тарно-штучных грузов становится важной составляющей транспортной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение и смешанных перевозок.
Смешанные перевозки объединяют сразу несколько видов транспорта, что позволяет более полно использовать преимущества каждого из них и обеспечивать интеграцию транспортных услуг. Такие перевозки привлекательны для всех участников товародвижения, поскольку сулят экономические выгоды от взаимодействия нескольких видов транспорта. Они способствуют и развитию общегосударственной транспортной системы. Смешанные перевозки могут быть привлекательны и для предпринимателей в сфере транспортно-логистических услуг. Кооперация и координация разных видов транспорта расширяют возможности логистического сервиса при организации перевозок. Многие транспортные компании уже преобразуются в транспортно-логистические предпринимательские структуры.
Массовость перевозок способна создавать значительные резервы экономии всех видов издержек в процессе транспортирования товаров. Грамотная организация пространственного перемещения материальных потоков предполагает доставку товара в место его назначения быстрее и с минимальными потерями, дешевле и с наименьшим ущербом для окружающей среды.
При пространственном перемещении товаров расходуются разного вида ресурсы: время, финансовые средства, экологические ресурсы.
Учёт фактора времени составляет основу логистических стратегий; поставить товар «точно во время», научиться быстро реагировать на изменения, — всё это способствует сокращению производственных и складских запасов. Материальные потоки, которые в данный момент пребывают в виде товарных запасов в пути, недоступны для использования в производстве. Они выведены и из процесса потребления. Поэтому время доставки материальных ресурсов и предметов, готовых к потреблению, играет всё большую роль в системе отношений: «производитель — поставщик — потребитель». Режим скорости задаёт темп транспортированию товара. Он зависит от состояния транспортных магистралей и транспортных средств, от характеристики транспортабельности отгруженного товара, а также от степени организованности поточного движения.
Для потребителя транспортных услуг организация перевозок связана с финансовыми расходами на оплату труда водителей и эксплуатацию задействованных транспортных средств. Возможны дополнительные финансовые издержки и из-за повреждения или потери перевозимых товаров в пути. В таком случае, чтобы избежать непредвиденных расходов, необходимо страхование грузов.
Серьёзную логистическую проблему представляет экологическая безопасность пространственного перемещения материальных ценностей. Глобализация хозяйственных связей и удлинение транспортных маршрутов обусловливают высокую энергоёмкость перевозок и задействование энергоёмких видов транспорта. Это вызывает значительное увеличение потребления ими газа и нефтепродуктов. Международные конвенции различают контролирование эксплуатационных (например, преднамеренный слив топлива) и аварийных (например, непреднамеренный разлив нефти) сбросов вредных веществ с судов. Экологические издержки связаны с загрязнением воздуха автомобилями, с транспортными пробками на магистралях и в городах, с повышенным уровнем шума. Ныне количество выбросов вредных веществ в атмосферу, например, автомобильным транспортом превалирует над промышленными выбросами и составляет более 50% всех выбросов опасных веществ на территории России.