Принципы выбора оптимальной логистической транспортной цепиПринципиальная система выбора и проектирования ЛТЦ. Под системой оптимального выбора и проектирования ЛТЦ понимают комплекс методического, информационного, программного и другого обеспечения, позволяющий оптимизировать процесс доставки товаров и грузов.
Целью системы выбора и проектирования является повышение эффективности не только доставки грузов, но и процесса планирования, т.е. снижения затрат времени, денежных, людских и других ресурсов на оформление и обработку заявок и заказов, обеспечение гибкости планов и т.п.
Алгоритм решения задачи выбора ЛТЦ доставки груза включает такие основные этапы, как анализ заявки на доставку и выбор перевозчика. Анализ заявки или заказа производят с учетом возможности выполнения и граничных значений параметров заявки (заказа). В процессе анализа определяют приоритет обслуживания заявки и осуществляют поиск перевозчика.
Управление транспортировкой и выбор ЛТЦ предполагают выполнение следующих процедур:
выбор способа транспортировки;
выбор вида транспорта;
выбор перевозчика и логистических посредников по транспортировке;
оптимизация параметров транспортного процесса.
Разработка стратегии перевозок и выбора ЛТЦ включает в себя:
анализ вариантов;
анализ цены;
консолидацию грузов там, где это возможно;
анализ и оценку грузовладельцев по финансовому, управленческому, техническому критериям и области отношений или общих корпоративных связей между перевозчиком и грузоотправителем;
пересмотр возможности использования различных видов транспорта;
установление более тесных отношений с выбранными перевозчиками: необходим обмен данными для лучшего планирования потребностей в транспортных услугах, использования преимуществ сильных сторон грузовладельца и перевозчика. Следует рассмотреть возможность сокращения числа перевозчиков и посредников, а также возможность логистических партнерств и союзов.
Укрупненная модель ЛТЦ доставки грузов. Укрупненную модель ЛТЦ можно представить в виде совокупности трех звеньев: грузовладелец, экспедитор, перевозчик.
Относительно грузовладельца необходима следующая информация: об отправителе и получателе; о единице товара; о грузовой единице; о партии отправки; об обычных условиях доставки (месте погрузки и разгрузки, времени использования подвижного состава, дате готовности к погрузке, форме оплаты, наличии сертификатов и документов для прохождения через границу); об особых условиях доставки; о платежеспособность грузовладельца и т.д.
Знания об экспедиторе включают в себя: реквизиты; условия доставки (стоимость, виды, направления, сроки, надежность и т.п.).
О перевозчике необходимо знать: реквизиты; условия перевозки (тарифы, виды, направления, сроки, надежность и т.п.), тип подвижного состава.
Классификация ЛТЦ. ЛТЦ различаются по следующим свойствам:
наличию логистических посредников (прямые, эшелонированные и гибкие цепи);
отношению к ЛЦ (внутрифирменные и внешние цепи);
составу обслуживаемых экономических потоков (универсальные и специализированные цепи);
периоду функционирования (долгосрочные, краткосрочные и разовые цепи);
способу организации (административные и договорные цепи).
Кроме того, ЛТЦ присуще единство:
пространства и времени;
технологии;
организации (наличие единой системы управления);
экономики (сопряжение экономических интересов звеньев цепи).
При формировании ЛТЦ происходит формализация звеньев продвижения МП — выбор конкретного посредника, перевозчика, экспедитора, перевалочного пункта, компании-оператора, собственника подвижного состава. Следует отметить, что выбор ЛТЦ является сложным управленческим решением.
На практике в большинстве случаев ЛТЦ формируется не на основе прямых хозяйственных связей, хотя такая цель всегда является желанной, а с участием посредников. В этом случае им приходится контактировать с ограниченным числом деловых (логистических) партнеров.
На основе сопоставления параметров заявки грузовладельцев, их требований к качеству транспортного обслуживания, характеристик логистических посредников появляется возможность объективно выбрать эффективный вариант ЛТЦ. Причем этот выбор, учитывая множество квалификационных признаков ЛТЦ, критериев и рисков, требуется производить на основе алгоритма многокритериальной оптимизации.
Возможность отслеживания перевозки Внимательное обращение с грузом Финансовое состояние перевозчика Возможность доставки от «двери к двери» Удобное расписание Рассмотрение претензий Обязательное страхование грузов Возможность консолидации грузов Возможность электронного обмена данными