Принципы маршрутизации транспортных сетейМаршрутизацией транспортной сети называют выбор составляющих ее маршрутов и распределение между ними пассажиропотоков. Задача маршрутизации занимает одно из центральных мест в организации пассажироперевозок, гак как существенно влияет на экономические и качественные показатели транспортного обслуживания населения и работы гранспоргных предприятий.
Цель маршрутизации ТС — обеспечение минимальных затрат транспортного времени населения в пассажиропоездках при минимальных транспортных затратах путем рационального выбора видов ГПТ и вместимости подвижного состава, а также связей центров зарождения и погашения пассажиропоездок по кратчайшим направлениям с минимальными коэффициентами непрямолинейноети и максимальной беспересадочностью.
Следует иметь в виду, что критерий маршрутизации ТС по минимуму пересадочности противоречит критерию минимума транспортных затрат, так как с уменьшением пересадочности транспортные затраты на единицу объема перевозок увеличиваются, а объем перевозок уменьшается. Поэтому в условиях существующей практики оценки хозяйственной деятельности транспортные предприятия заинтересованы не в снижении, а в повышении пересадочности, что противоречит народнохозяйственным интересам. Задача маршрутизации оказывается в этих условиях весьма сложной и неоднозначной. Она требует выбора специальных критериев оптимизации и в этом отношении должна быть отнесена к классу эвристических, так как однозначный выбор критериев невозможен. При выбранных критериях задачу маршрутизации ТС можно отнести к классу комбинаторных экстремальных задач, так как решение ее требует перебора возможных вариантов маршрутизации по принятому критерию.