Предпринимательская деятельность в сфере коммерческой логистикиМодельное представление всей совокупности бизнес-процессов в системе поставок предполагает их диагностику с последующим выделением из них ключевых процессов. К таким процессам относят управление:
взаимоотношениями с потребителями;
обслуживанием потребителей;
спросом;
выполнением заказов;
производством;
снабжением;
дизайном продукта и его доведением до конечного потребителя;
возвратными материальными потоками.
Принципы системного интегрирования бизнес-процессов нашли своё применение не только в сфере логистики, но в таких областях, как управление качеством, управление проектами, в проектировании информационных систем.
Поэтому функции системных интеграторов бизнес-процессов в системе поставок часто выполняют посредники, специализирующиеся в области информационно-компьютерных технологий. Наметилась такая тенденция: предприятия, приобретая новую информационно-компьютерную технику, стремятся получить вместе с ней и услуги её программного сопровождения в рамках бизнес-процессов.
В России первые системные логистические интеграторы появились в рамках компаний-поставщиков информационно-компьютерного оборудования и услуг. Они сопровождают продажу оборудования клиентам информационной поддержкой их бизнес-процессов. В состав персонала этих компаний входят не только специалисты в области информационной техники. Включаются программисты, математики, экономисты. Крупные российские компании, например, ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «Автоваз», первыми стали создавать собственные структуры такого типа для диагностики и обслуживания ключевых бизнес-процессов, в том числе и логистических. Например, функции информационной и технической интеграции бизнес-процессов в ОАО «Газпром» осуществляет дочерняя сервисная компания ООО «Газпром информ». Одна из главных функций ООО «Газпром информ» — обеспечить полный жизненный цикл (от создания и ввода в эксплуатацию до обслуживания и дальнейшего развития) программно-аппаратного комплекса информационно-управленческих систем (ИУС) российской газовой корпорации. Работа компании строится на максимальной стандартизации ИУС для решения типовых задач и унификации используемого программного обеспечения.
Базовым программным обеспечением построения единого информационного пространства для всех уровней управления ОАО «Газпром» определена программная платформа, разработанная немецкой компанией SAP AG, которая является мировым лидером в области рынка информационной поддержки управленческих решений предприятий. На базе ООО «Газпром информ» развивается Центр компетенции клиента SAP-группы «Газпром». Его задача — централизованно обеспечить поддержку автоматизированной системы управления внутренними процессами корпорации, такими как бухгалтерский учёт, производство, торговля, финансы, управление персоналом, управление транспортировкой и складированием и т. п. Ключевые направления деятельности группы связаны с созданием вертикально-интегрированного хранилища данных для поддержки процессов управления газовым бизнесом.
Процессная декомпозиция форм организации логистических потоков получила свою программно-информационную интерпретацию в международных стандартах. Сделаем пояснение. В данном контексте «композиция» означает «связь, соединение». Декомпозиция — это не устранение связи, а процесс движения: понижение роли одних элементов и повышение значения других элементов системы, а также поиск возможной связи между чужеродными элементами, вовлечёнными в данную систему. Например, в качестве международного стандарта для конфигурации материальных и сопутствующих ему потоков применяют SCOR-модель (Supply Chain Operations Reference-model «Рекомендуемая модель операций в цепях поставок»). Эта модель позволяет реализовать четыре ключевых бизнес-процесса, связанных:
с производством товара; закупкой материальных ресурсов для производства — снабжением;
с операциями по доставке товара потребителям как собственными подразделениями фокусной компании, так и её логистическими партнёрами;
с операциями, обусловленными возвратом продукции, оборотной тары, утилизацией отходов или брака.
Данная модель применима как для простых форм организации экономического потока, так и для сложных комплексных логистических образований. Она позволяет:
стандартизировать разноплановые бизнес-процессы;
структурировать взаимоотношения партнёров в пределах этих процессов;
выработать стандартные метрики для измерения их эффективности.
В результате несопоставимые отрасли и сферы деятельности могут быть интегрированы в системе поставок в соответствии с заданной бизнес-стратегией.
Стратегические цели определяют и требования к декомпозиции ключевых бизнес-процессов фокусной компании на основные и вспомогательные процессы. Ключевыми измерителями эффективности логистической деятельности выступают: общие затраты, время исполнения полного логистического цикла, качество потребительского сервиса и другие параметры.
Совокупность ключевых бизнес-процессов в системе поставок часто агрегируют в три макропроцесса, связанных:
с управлением взаимоотношениями с поставщиками (SRM — Supply Relationship Management);
с внутрифирменными взаимодействиями в системе поставок (ISСМ — Internal Supply Chain Management);
с управлением взаимодействиями с потребителями (CRM — Customer Relationship Management).
Логистическое интегрирование бизнес-процессов в системе поставок требует от посредников, специализирующихся в этой сфере, высокого профессионализма и способности скоординировать программу действий всех участников системы поставок. Например, в практике взаимодействия с поставщиками системные интеграторы реализуют идеи, направленные на улучшение взаимоотношений с поставщиками за счёт последовательной реализации программных действий макропроцесса SRM — Supply Relationship Management. Скоординированная программа действий, разработанная совместно потребителем и поставщиком, позволяет улучшить показатели результативности всей системы поставок.