Правила организация дорожного движения городского транспортаУличное движение отличается повышенной опасностью для всех его участников: водителей транспортных средств, пассажиров и пешеходов. В связи с интенсивным использованием транспорта уровень ДТП в настоящее время чрезвычайно высок. По статистическим данным в ДТП ежегодно погибает более 300 тыс. человек и примерно в 30 раз большее количество людей получают травмы разной степени тяжести. Ежегодный материальный ущерб от ДТП только в США превышает в настоящее время 16 млрд. долл. В связи с этим вопросы организации дорожного движения вырастают до уровня государственных задач.
Сложность решения задач организации дорожного движения связана с исключительной массовостью его участников, которая определяет необходимость введения подробных правил их поведения в различных дорожных ситуациях, позволяющих установить единообразие их действий для предупреждения опасных конфликтов на дорогах. Такие правила в настоящее время узаконены во всех странах с более или менее развитым движением транспорта. Кроме того, в связи с непрерывным развитием межгосударственных транспортных связей действует целый ряд международных соглашений в этой области. Первая международная «Конвенция о дорожном движении» была принята по инициативе ООН в 1949 г. Наша страна присоединилась к ней в 1959 г., что положило начало ее участия в международном сотрудничестве по вопросам безопасности дорожного движения. Советский Союз участвовал в Конференции ООН по дорожному движению 1968 г., где были приняты действующие в настоящее время международные соглашения — «Конвенция о дорожном движении» и «Конвенция о дорожных знаках и сигналах», а также в разработке «Европейского соглашения о дорожном движении», которое было принято в развитие «Конвенции о дорожном движении». Оно более детально развивает рад правил и принципов организации дорожного движения с учетом особенностей его в странах Европы.
Однако несмотря на существование международных соглашений, правила дорожного движения в разных странах различны в связи с разным уровнем автомобилизации, разным законодательством, разным развитием техники регулирования движения и разными местными традициями. В США, например, до сих пор нет единых правил дорожного движения и в каждом штате действуют свои правила. В СССР первые единые правила дорожного движения были приняты в 1961 г., затем они пересматривались и уточнялись в 1965, 1970 и 1973 гг. Несмотря на это, действующие Правила дорожного движения еще содержат большое количество предписаний, требующих субъективной оценки от участников движения, которая приводит к ДТП. Примером такого требования является предписание водителям выбирать дистанцию и интервал между транспортными средствами в соответствии со скоростью движения или предписание пешеходам переходить проезжую часть на нерегулируемых пешеходных переходах, только убедившись, что переход не создает помех движению. В оценке обоих этих предписаний и водители, и пешеходы могут совершать опасные ошибки. Поэтому правила движения могут действовать эффективно только в сочетании с различными техническими средствами, облегчающими участникам движения восприятие и оценку транспортной обстановки и соответственно совершенствуются по мере совершенствования и внедрения в практику движения этих технических средств.
Действующие Правила дорожного движения имеют силу закона для всех его участников с соответствующей административной, уголовной и материальной ответственностью.