Организационные структурыВнедрение технологии «точно в срок» повышает требования к ускорению оборачиваемости запасов материальных ресурсов. Электронная коммерция не ограничивается доставкой товара конечному потребителю. Логистические посредники используют собственное программное обеспечение, позволяющее отслеживать товародвижение через Интернет в режиме реального времени.
Итак, логистические посредники-предприниматели — это независимые компании, которым производственное или торговое предприятие поручает на контрактной основе частично (или полностью) выполнение логистических операций и/или функций.
Такие независимые логистические посредники способны проектировать формы организации товародвижения, координировать систему поставок клиента на основе самостоятельно разрабатываемых программ.
Под оказанием качественных логистических услуг подразумевается внедрение современных информационных технологий: форматов WMS (warehouse management system) и TMS (transport management system), обеспечивающих оперативное управление движением материальных ресурсов, техники, персонала склада и транспорта в режиме реального времени; возможность гибкой настройки технологий хранения и пространственного перемещения грузов, интегрирования с другими бизнес-процессами.
Основная проблема российского рынка логистических услуг состоит в преодолении разрыва уровня его развития в центральных городах страны и регионах. Для обеспечения качественных логистических услуг на территории всей страны (а это входит в задачи логистического посредника) необходима соответствующая складская и транспортная инфраструктура. Ещё большую сложность представляет решение проблемы интеграции логистических посредников в бизнес-процессы клиентов в российских условиях. На первый взгляд представляется, что сотрудничество с одним логистическим посредником, оказывающим комплекс услуг, для предприятия выгодно, поскольку работа может быть выполнена более профессионально и качественно. Но этот вывод справедлив не всегда. Перепоручая свою логистическую деятельность посреднику, компания теряет контроль над значительной частью бизнес-процессов. Нужна кооперация узкоспециализированных посредников. Такому кооперативу предприятие может доверить свои логистические функции. Но если посредник выполняет все логистические функции (планирует, транспортирует, складирует, проводит предпродажную подготовку, таможенную очистку грузов и другую работу), то заказчик этих услуг может стать лишним звеном в системе поставок. Необходимо искать некую золотую середину в этом вопросе.
Российская практика свидетельствует, что проблема передачи всех логистических функций в руки сторонних организаций пока не стоит. В процессе передачи функций посредникам применяется диверсифицированный подход. Пока большинство российских компаний предпочитают работать с несколькими логистическими посредниками. Такую практику они обосновывают необходимостью поддержания качества логистических услуг.
Принятию решения о передаче каких-либо логистических функций посреднику должен обязательно предшествовать анализ тенденций развития этого рынка, наличия спроса и предложения на данный вид услуг, расчёт затрат, анализ выгод, рисков и мотивирование персонала.
Отличительной особенностью современного предпринимательства в области коммерческой логистики становится стремление к выполнению комплекса логистических операций и функций. Логистическое посредничество всё чаще ассоциируется с «пакетом» услуг; появлением интеграторов логистической цепи (Supply Chain Integrators), обслуживающих товарные и сопутствующие им потоки в рамках совместной операционной системы. Наблюдается тенденция расширения комплексности логистических услуг.
На рынке логистических услуг появились посредники, располагающие инструментарием моделирования стратегий управления запасами. Промышленные и торговые предприятия поручают им на контрактной основе исполнение функции интегрированного планирования совместной логистической деятельности и решение вопросов координации межорганизационного взаимодействия партнёров в системах товародвижения. Деятельность таких логистических посредников включает консалтинговые функции. К ним иногда применяют термин ведущий логистический провайдер, или Lead Logistics Provider. Примером такого рода посредничества на рынке логистических услуг можно назвать совместное предприятие General Motors согр. и Menio Worldwide CNF Inc. Этот посредник управляет всеми логистическими операциями General Motors (около 6 млрд долларов ежегодно), осуществляет операции в 200 странах, работает с 12,5 тыс. поставщиками и дилерами. Ежедневно обрабатывает потоки материалов и комплектующих в объёме 82 тыс. т, а также 5,3 тыс. отгрузок запасных частей для вторичного рынка и 35 тыс. готовых автомобилей. Ежегодный оборот этой компании составляет 120 млн долларов, её доходы определяются как процент от экономии логистических расходов General Motors.
В организационной структуре корпорации General Motors сохраняется департамент логистики, но его штат существенно сокращён и выполняет стратегические, а не оперативные функции. К логистическим посредникам такого масштаба применим термин «логистический интегратор».
Разделение труда является важным принципом эффективно организованной логистической системы. В рамках предприятий новое разделение труда осуществляется путём концентрации производственных функций внутри подразделения, отделов, цехов. Вне предприятия возникает необходимость принятия решения относительно целесообразности выполнения тех или иных логистических операций и функций собственными силами или передачи их выполнения внешнему производителю логистических услуг.
Таким образом, усложнение форм организации экономического потока предопределяет расширение и усложнение спектра логистических услуг. Происходит новое разделение труда. Переход на новый уровень организованности потока вызывает усложнение логистических функций, предопределяет необходимость их стандартизации, унификации и повышения качественных характеристик. Уровневый подход к предпринимательству в логистике обусловлен сложностью форм организации экономического потока, бурным развитием логистических сетей.