Оптимизация управления цепями поставок товаров — перспективная концепция совершенствования бизнес-процессовВедущие мировые компании, предоставляющие логистические услуги, пришли к выводу, что практически единственным резервом увеличения прибыли и конкурентоспособности является оптимизация управления цепями поставок товаров.
В этом случае речь должна идти о создании фактора опережения со стороны наукоемкой составляющей, решении проблемы системного обоснования стратегии создания новых организационных структур — МЛЦ, ЛК, ТРЦ, обеспечивающих оптимизацию управления цепями поставок товаров на базе интеграции подразделений различных видов транспорта и других участников товародвижения.
Для решения этих вопросов необходимы несколько шагов.
1. Необходимо:
разработать модель системы управления взаимодействием участников доставки грузов на базе МЛЦ (ЛК);
создать региональные системы МЛЦ на направлениях МТК с использованием перспективных информационных технологий;
разработать принципы:
- информационной технологии МЛЦ;
- создания нормативно-правовой базы, единого механизма интеграции и взаимодействия логистических партнеров (звеньев ЛТЦ);
- оптимизации проектирования и выбора оптимальных, с точки зрения пропорционального развития различных видов транспорта, ЛТЦ.
2. Результаты комплексного решения перечисленных задач необходимо использовать при подготовке технико-экономических обоснований, концепций и инвестиционных проектов пропорционального развития инфраструктуры МТК. Разработка стратегии развития технической инфраструктуры М ЛЦ как элемента МТК включает в себя определение оптимальных технико-технологических нормативов и параметров ОП (терминалов, станций и др.) МЛЦ и их оптимального размещения в регионе; оптимизацию распределения ограниченных ресурсов между ОП МЛЦ и введение элементов конкуренции между ними (мотивации снижения собственных издержек); проектирование ресурсосберегающих технологий; комплексную оценку технико-экономического потенциала ОП МЛЦ и определение эффективных способов использования прибыли.
3. Организационная структура МЛЦ должна обеспечивать механизм оптимального взаимодействия грузовладельцев, экспедиторов и различных ввдов транспорта на основе согласования целей и задач управления с экономическими интересами участников транспортного процесса.
4. Информационная технология МЛЦ должна основываться на едином потоке электронной информации между всеми субъектами ЛТЦ и способствовать реализации специальных функций, в том числе:
обеспечения клиентов информацией в ходе выполнения перевозки грузов;
информационного взаимодействия с партнерами по реализации функций ЛТЦ;
обслуживания операторских компаний — собственников подвижного состава.
5. Исходными данными для разработки концепции создания МЛЦ являются: мероприятия и показатели Федеральной целевой программы «Модернизации транспортной системы России»; решения и постановления Правительства Российской Федерации; приказы и распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации в области формирования и развития МТК; предложения администраций субъектов Российской Федерации по созданию региональных ЛЦ и ТК; статистические данные об объемах перевозок грузов разными видами транспорта и результаты прогнозов о перспективах изменения размеров товаропотока, полученных на основе корреляционного анализа временных рядов и применения экспертных оценок и теории нечетких множеств.
С учетом создания ОАО «РЖД» и тенденций развития транспортно-экспедиторской деятельности в России роль и заинтересованность экспедиторов в создании МЛЦ будет возрастать. Одна из основных функций логистики — формирование цепи доставки грузов и управление ею. Именно экспедитор, являясь «архитектором перевозок», формирует ЛТЦ и управляет ими.
Участие экспедиторов, особенно крупных, в создании МЛЦ может позитивно сказаться и на решении проблемы привлечения инвестиций. Инвестиции целесообразно направить на строительство ТК, развитие контейнерных перевозок, ремонт и приобретение подвижного состава, формирование единого информационного пространства и др.
Идея интеграции влечет за собой идею необходимости компромиссов при принятии управленческих решений в различных подразделениях МЛЦ и ЛЗ ЛТЦ, поскольку, хотя интересы разных подразделений (ЛЗ) могут не совпадать и даже находиться в противоречии, процедура управления должна быть направлена на соблюдение интересов ЛЗ и ЛТЦ в целом.
Таким образом, при логистическом управлении на первый план выходит такая функция выработки управленческих решений, как интегральное целеполагание.
Примято разделять логистические решения в области экономических компромиссов, касающиеся проблем доставки товаров и грузов, на три уровня: стратегический, организационный и оперативный.
Стратегические логистические решения принимают на длительный срок (обычно более трех лет). Примером решения такого рода является проектирование и создание ЛТЦ. Характер отношения с ЛЗ ЛТЦ (логистическими партнерами) обычно оформляется и закрепляется соответствующими договорами. Договоры с солидными партнерами целесообразно заключать на более длительный срок.
Организационные логистические решения принимают на срок от одного до трех лет. Ими определяется организация производственного процесса и рыночных отношений МЛЦ и ЛЗ ЛТЦ. Примером таких решений служит выбор ЛТЦ с учетом участвующих в доставке грузов видов транспорта и уровня транспортного обслуживания и тарифов.
Оперативные логистические решения должны быть реализованы в течение короткого срока, не превышающего одного года. Примером таких решений может служить выбор маршрута следования, в том числе и разового, срока доставки, тарифного соглашения и др.