Оценка эффективности систем поставокЭффективность — одно из наиболее общих экономических явлений, не имеющих единого общепризнанного определения. Понятие эффективность систем поставок, проектируемых в коммерческой логистике, связано с характеристикой качественных параметров, определяющих соотношение затрат и результатов функционирования этой системы. В зависимости от того, какие явления хозяйственной жизни принимаются во внимание, можно говорить об экономической, социальной, экологической, социально-экономической эффективности.
Экономическая эффективность включает аспекты технико-экономической и социально-экономической эффективности. Она отражает уровень результативности использования факторов производства при реализации поставленной цели и полученные качественные и количественные характеристики. В своей совокупности они определяют меру экономического эффекта.
Слово эффект (франц.) означает нравственное действие, впечатление, разительное воздействие па чувства. В хозяйственную жизнь оно вошло в значении «действие как результат чего-нибудь». Эффективный — действенный, дающий эффект. Эффективность нами используется как категория меры и непосредственно выходит на закон меры.
Эффективность экономического развития системы поставок — мера изменения её результативности в процессе развития. Эффективным считается такое развитие системы, при котором соотношение затрат и результатов при её функционировании близки к поставленной цели. Развитие системы, которое сопровождается повышением её эффективности за счёт увеличения производительности труда, отдачи основных фондов, рационального использования ресурсов, определяют как интенсивный тип экономического роста. Мерой эффективности в этом случае служит снижение коэффициента затрат ресурсов на единицу конечной продукции. Для измерения эффекта применяют такие показатели, как материалоёмкость, энергоёмкость, фондоёмкость, фондоотдача и др.
Особенность оценки эффективности логистических организационных форм имеет принципиальный характер: она охватывает саму логистическую деятельности в системе и результативность протекания логистических процессов. При оценке успеха логистической деятельности и результативности протекания логистического процесса в первую очередь учитывается степень достижения цели.
Любая производственно-коммерческая организация, интегрируясь с другими бизнес-субъектами в системе поставок (цепи, сети, канале), преследует двуединую целы экономической целью организации как рыночной структуры является получение максимально возможной прибыли, экономической целью организации как формы определённой совместной деятельности в этой системе — минимизация трансакционных издержек или цены бизнеса. Соотношение прибыли, которую могут генерировать бизнес-организации, и цены этого бизнеса является своего рода индикатором их эффективности и показателем соответствия организационной формы и содержания.
Стремление предприятия оптимизировать данное соотношение и таким образом повысить доходность служит побудителем построения новых форм организованности логистических объектов. Поэтому оценка эффективности логистических объектов (цепей, сетей, каналов) должна быть включена в русло бизнес-целей, а механизм их совершенствования — открывать новые способы создания функциональной полезности.
Полезность — категория, применяемая для характеристики результатов эффективности решений или деятельности. Этому термину в разных областях знания — в экономике, социологии, психологии, моделировании — придаётся различный смысл. Применительно к логистическим образованиям термин «полезность» позволяет сопоставить количественные и качественные характеристики между их затратами и усилиями, с одной стороны, и результатами — с другой, в широком круге реализуемых ими задач.
Правильное понимание категории «полезность» в системе поставок возможно только в условиях рассмотрения её с позиции совокупной полезности, созданной всеми участниками и составляющей полный логистический цикл. Полезность каждого обособленного звена логистической системы, выступая материальным носителем связи между участниками системы, является частью совокупной полезности. Система поставок — единый комплекс. Её структурные элементы — производители, поставщики, посредники разного уровня, объединённые в едином бизнес-пространстве общей целью.
Для участников системы поставок характерна кооперация и интеграция, которые объединяют их в едином технологическом процессе, базирующемся на общей ресурсной, транспортной, телекоммуникационной, информационной, маркетинговой, сервисной политике.
Совокупная полезность системы поставок выступает как результат функционирования этой единой гиперсистемы. Форма её может меняться в зависимости от того, какую качественно определённую совокупность целей они реализуют. Параметры совокупной полезности системы поставок задаёт фокусная компания в виде цели. Деятельность звеньев логистической системы с позиции гиперорганизаци более эффективна в том случае, когда максимизация достижения локальных целей звеньев системы соответствует максимуму глобальной цели системы поставок.
Теория измерения затрат и результатов позволяет оценить, в какой степени изменения в каждой функциональной области коммерческой логистики соответствуют требованиям эффективного функционирования системы поставок.