На мировом рынке логистических услугМировой рынок логистических услуг на протяжении последнего десятилетия устойчиво расширялся. Согласно экспертным оценкам, в 2010 г. комплексные логистические услуги 3 PL-уровня сложности предоставляли более ста посредников, на долю которых приходилось около одной трети продаж. В 2002 г. объём продаж комплексных логистических услуг составил 130 млрд долларов, в том числе 70 млрд долларов приходилось на американских посредников. Мировые продажи 25 ведущих логистических компаний, работающих на данном рынке, достигли почти 80 млрд долларов. Это свидетельствует о монополизации рынка логистических услуг преимущественно американскими компаниями. Так, в 2003 г. суммарный оборот пяти американских компаний составил 16 млрд долларов, или 21% американского и 12 % мирового рынка этих услуг. Компания Fed ЕХ — один из мировых поставщиков услуг по экспресс-доставке грузов — реализовала в 2003 г. логистические услуги, включая услуги по таможенной очистке и менеджменту каналов поставки, на сумму 603 млн долларов. Она имела семь ассоциированных фирм, обслуживала клиентов в 215 странах. Ежесуточно обрабатывала более 3 млн отправлений грузов. Услуги по экспресс-доставке грузов в 160 странах осуществляла компания DHL. Она располагала 300 центрами и 570 отделениями логистики, складами и терминалами. Число занятых в этой компании достигло 3,5 тыс. человек. Создание структур такого масштаба в России без участия государства невозможно.
Усложнение структуры мировых торговых связей происходит и от потребителей с повышением их спроса на комплексные логистические услуги. Идёт процесс консолидации фирм-поставщиков логистических услуг. Более крупные посреднические компании располагают большими возможностями для расширения ассортимента услуг в рамках единой системы, охватывающей разные страны. Консолидация способствует экономии на масштабах деятельности, что ведёт к удешевлению стоимости предоставляемых потребителю логистических услуг.
С точки зрения потребителя, ценность логистических услуг определяется:
экономией времени и соответственно сокращением продолжительности полного логистического цикла;
возможностью переключить освобождающиеся ресурсы на главные бизнес-процессы и передать часть рисков товародвижения на посредника;
перераспределением товарных запасов в системе поставок;
быстрой и адекватной перенастройкой каналов сбыта в соответствии с внешним окружением, гибкой реакцией на изменения потребительских предпочтений;
внедрением ноу-хау и специфических технологий профессиональных посредников.
Организации, оказывающие посреднические услуги в сфере коммерческой логистики, за период своего существования прошли эволюционный путь от компаний, предоставляющих клиентам одну или несколько услуг в области логистики (как правило, это услуги складирования, грузопереработки, пространственного перемещения грузов), до компаний, выполняющих весь комплекс логистических услуг, включая интегрированное управление системой поставок «предприятие — клиенты». Они берут на себя выполнение основных логистических операций и функций, обработку заказов, разработку и заключение контрактов и другой документации, осуществляют организацию складирования грузов и их доставку до конечного потребителя, принимают на себя риски. Создание посреднических структур такого масштаба предполагает необходимость значительных инвестиций в складскую и транспортную инфраструктуру, подготовку высококвалифицированных специалистов, способных организовать выполнение широкого спектра логистических услуг высокого качества, координировать действия клиентов с другими контрагентами в рамках сложных логистических систем.
Получают распространение так называемые эксклюзивные (особые) услуги в соответствии с потребностями заказчика. Например, в промышленности полупроводников наметилась тенденция к тесной кооперации предприятий отрасли с логистическими посредниками. Это позволяет им успешно управлять глобальной системой снабжения сырьём и поставками готовой продукции. Логистические посредники участвуют во всех бизнес-процессах изготовления и сбыта полупроводниковых приборов. Их деятельность — от поставки сырья до продажи готовой продукции конечным потребителям охватывает все страны.
Среди факторов роста спроса на комплексные логистические услуги выделяют:
глобализацию мировой экономики;
использование производственной технологии «точно в срок»;
развитие электронной торговли.
Глобализация мировой экономики приводит к расширению и усложнению товародвижения, появлению мощных товарораспределительных цепей, сетей и каналов. Это повышает требования к рационализации процессов пространственного перемещения грузов и эффективности снабженческо-сбытовых каналов.