Методы повышения эффективности деятельности административного персонала при принятии оптимальных управленческих решенийХарактеристика недостатков существующих автоматизированных информационно-справочных систем (ИСС). Анализ особенностей эксплуатируемых в настоящее время на железнодорожном транспорте ИСС рассмотрим на примере автоматизированных систем управления (АСУ) ГС и ГТ, которые являются важнейшими элементами в логистической цепи доставки грузов.
Применяемая в настоящее время автоматизированная система управления работой грузовой станции (АСУ ГС) в основном ориентирована на выполнение учетно-контрольных и справочных функций. В этой ситуации важнейшие решения, определяющие стратегию и тактику развития ГС и ее технологических зон (грузовых фронтов, складов и т.д.), принимаются административным аппаратом практически без помощи АСУ. Такое положение обусловлено отсутствием оптимизационной системы выработки управленческих решений в рамках АСУ ГС; конечный пользователь не взаимодействует активно с системой в ходе принятия оптимальных управленческих решений, его производственный опыт используется в АСУ с малой эффективностью. Исследования в области автоматизации конторских работ не должны отрывать разработчиков от создания АСУ ГС.
Существует ряд причин необходимости изменения отношения пользователя к проблеме использования АСУ ГС. Эти причины можно разделить на две группы: внешние и внутрисистемные.
К внешним следует отнести действие рыночных факторов, уменьшение объема грузовой работы, появление новых поколений ЭВМ и современных программных продуктов. Внутрисистемные причины прежде всего связаны с уровнем развития эксплуатируемых АСУ ГС. В данном случае речь идет о недостатках, присущих любой автоматизированной информационно-справочной системе, но не автоматизированной системе принятия оптимальных управленческих решений, которую на ГС сети железных дорог России еще предстоит создать.
В условиях спада объемов грузовой работы решение традиционных задач в рамках АСУ ГС теряет свою актуальность, так как затраты на создание математических моделей, программного обеспечения процессов принятия решений по ним не компенсируются экономией, получаемой от их автоматизированной реализации. Это связано в первую очередь с тем, что такие задачи, как, например, оптимизация маневровой работы на ГС, ориентированы на так называемые пиковые ситуации, а в условиях спада перевозок они могут не наступить в течение достаточно продолжительного времени. В этом случае объективно окажутся невостребованными возможности АСУ.
Для анализа степени развития действующих АСУ ГС были рассмотрены этапы, характеризующие процесс принятия управленческого решения, а также степень применения ЭВМ, математических методов и участия человека на каждом этапе (анализ производственной ситуации), а также база данных, позволяющая получить информацию о состоянии дел на грузовой станции. Остальные этапы — формулировка проблемы, определение целей функционирования ГС; построение или подбор экономико-математических моделей; разработка алгоритма решения задачи; проведение оптимизационных расчетов; обобщение и анализ результатов решения задачи и при необходимости повторение некоторых предыдущих этапов — выполняются, как правило, без помощи АСУ. Можно сказать, что автоматизированные системы сбора и обработки информации существуют, а автоматизированных систем принятия оптимальных управленческих решений нет. С автоматизации информационного обеспечения управления акценты должны быть смещены на автоматизацию самой системы принятия решений.
Решаемые отдельные оптимизационные задачи имеют существенный недостаток: одновариантность. Это выражается прежде всего в однокритериальном подходе и, как правило, одноэтапном характере процесса решения.
Наиболее привлекательными для пользователя АСУ являются такие свойства, как:
простота взаимодействия с ЭВМ;
возможность использования опыта и знаний работников станции;
возможность анализа последствий принимаемых решений;
наличие у системы объяснительной способности.
К другим положительным свойствам системы относятся: возможность использования существующей техники для решения новых задач; единообразие форм представления информации; простота обучения.
Принципы повышения эффективности автоматизированных систем управления. Проведенный анализ недостатков ИСС и требований пользователей АСУ позволил прийти к выводу о возможных путях повышения эффективности информационной технологии, применяемой в TJIK как подсистеме МЛЦ.
Так как применяемые АСУ в основном ориентированы на выполнение учетно-контрольных и справочных функций, важнейшие решения, определяющие стратегию и тактику развития подсистем ТЛК, принимаются административным персоналом практически без помощи АСУ. Это обусловлено отсутствием оптимизационной системы выработки управленческих решений в рамках АСУ. Кроме того, конечный пользователь не взаимодействует активно с системой в ходе принятия оптимальных управленческих решений, его производственный опыт не используется в АСУ. Смыслом создания информационной технологии должно быть обеспечение максимальной гибкости административных процедур в условиях динамично изменяющейся обстановки на управляемом объекте. Особое внимание должно быть уделено широкому применению современных методов принятия оптимальных управленческих решений, многокритериальной оптимизации и др. Опыт показывает, что один из важнейших источников эффективности и практической полезности АСУ — широкое применение в них оптимизационных задач. Автоматизированная система должна не только облегчать, но и улучшать управление работой ТЛК Для достижения этой цели необходим переход от информационной системы, задачей которой является хранение информации и выдача ее по запросам ЛПР, к информационно-советующей и информационно-управляющей системе, позволяющей определять оптимальный режим функционирования транспортной системы. Кроме того, такая оптимизационная система должна обеспечивать условия оптимального режима работы станции не только в процессе эксплуатации, но и на стадии стратегического управления.