Информационное обеспечение коммерческой логистикиИнформация — одно из универсальных свойств материи. Её значение обычно определяют через призму уменьшения неопределённости знания о каком-либо событии.
Информация (лат.) — разъяснение, просвещение. В русском языке употребляется в значении «осведомление, сообщение, сведения о чём-либо». В математике и кибернетике информация — количественная мера устранения неопределённости (энтропии), мера организации системы.
Кибернетика и логистика относятся к наукам тектологическим. В науке о всеобщей организованности «информация — мера организованности определённой системы относительно организованности среды, другой системы или же себя самой в различные моменты своего изменения, т. е. либо организационная разность между выделенной системой и средой или другой системой, либо просто разница между двумя её собственными тектологическими состояниями».
Информация сама по себе не существует, она предметна — информация о чём-то. Всегда предполагаются источник информации и её потребитель. В логистике термин информация можно применять в разных значениях: информация — мера неопределённости системы; информация — мера организованности системы. Неодинаковой бывает и область информации: мера организованности материального потока относительно организованности внешней среды во время преодоления им пространственного разделения мест производства и мест потребления товара; мера организованности самого материального потока в состоянии преодоления им пространства и в состоянии паузы (складирования). Информация — средство снятия неопределённости состояния логистического образования и способ обеспечения его устойчивости.
Логистическая система способна обрести состояние устойчивости после устранения неопределённости.
Чётко проявившаяся роль информации как средства и способа удержания материального потока на заданном курсе и в нужном ритме позволяет говорить о ней как о пособии коммерческой логистики. Её назначение в логистической системе — обеспечение устойчивости функционирования через поддержание определённого уровня организованности и определённости.
Достоверная информация об изменениях состояния материального потока вносит определённости и в сопутствующие ему процессы, а также в логистические операции, которые следуют после завершения пространственного перемещения товара.
Предметная область информации постоянно расширяется. Она обслуживает все сферы логистики. Можно выделить следующие направления информационного обеспечения в коммерческой логистике:
обеспечение процесса преодоления пространственного разделения мест производства и мест потребления товаров;
обеспечение рынка товаров и услуг потребительского и производственного назначения;
обеспечение предпринимательства, специализированного на оказании логистических услуг.
Ручейки разрозненных сведений о логистических процессах набирают силу, и образуется мощный информационный поток, который в качестве элемента включён в систему экономического потока.
Разовые информационные операции, став востребованными, превращаются в постоянные акты. Возникла потребность в квалифицированном труде по сбору, обработке и использованию логистической информации. В информационном поле сложились условия для самостоятельного предпринимательства, специализирующегося на оказании логистических информационных услуг, которое успешно развивается.
Информационное обеспечение как мера организованности охватило все функциональные области коммерческой логистики — снабжение, производство, сбыт, функционирование полного логистического цикла.