Нормативная база коммерческой логистикиВсякое логистическое образование есть комплекс активностей, в котором конструктивные начала сочетаются с деструктивными силами. Поэтому при объединении частей в функциональное целое необходимо учитывать их количественные и качественные характеристики. Активности, несущие изначально позитивное содержание, при достижении определённых количественных параметров могут превратиться в силы разрушения. В свою очередь то, что считается деструктивным, в новом качественном состоянии может обрести позитивное содержание. Таким образом, и на стадии построения логистических систем, и в процессе их функционирования необходимо уделять внимание закономерностям количественных и качественных изменений.
Это выводит нас на практическое использование закона меры. В диалектике закон меры является универсальной формой движения познания от одних (низших) ступеней к другим (более высоким) и вместе с тем — от одной категории к другой, представляющей более высокую ступень (более высокий уровень) развития познания. Закон меры проявляется не непосредственно, а через закон перехода количественных изменений в качественные.
В логистике наряду с законом меры используется и категория мера. В общем значении мера — период, в котором признак сохраняет своё качественное состояние. Границы меры совпадают с низшим и верхним порогами возбудимости системы. В практической логистике категория мера пока воспринимается односторонне — как показатель количественных изменений. Да и используется она осознанно лишь на стадии функционирования системы.
В мире количественных измерений мера — способ определения количества по принятой единице. Такой единицей меры является норма. Норма — образец, правило, принятое за общее правило, узаконенное установление, признанный обязательный порядок, средняя величина чего-либо.
Силы взаимодействия между элементами логистической системы обладают мерностью, т. е. поддаются количественным оценкам. Нормирование есть процесс установления количественных пропорций в соответствии с принятыми нормой и нормативами. Нормативы — это элементные составляющие норм, которые определяют удельный вес затрат на выполнение отдельных логистических операций, а также технологические отходы и потери сырья, материалов и энергии по видам производственных процессов.
При построении логистических систем научно обоснованные нормативы позволяют осуществлять на должном качественном уровне разработку всех показателей её работ. Поэтому правильное определение норм и нормативов имеет принципиальное значение в проектировании логистической системы предприятия: создаются условия для её эффективного функционирования. Условия успеха закладываются в обеспечении сбалансированности производственного расписания предприятия и в доставке в установленный срок на рабочие места материальных ресурсов, что определяет ритмичность и своевременность осуществления процесса производства.
Большое значение имеют нормативы и при организации расчётов между поставщиками и потребителями, в регламентации соотношений между транзитной и складской формами снабжения, при контроле за выполнением поставщиками договорных обязательств. Нормирование выступает действенным средством ресурсосбережения; служит дополнительным стимулом научно-технического прогресса и инструментом контроля за использованием сырья, материалов. Так, нормирование материальных ресурсов позволяет осуществлять управляющее воздействие на методическое обеспечение, планирование и организацию, координацию и контроль материальных потоков в логистической системе, оказывая ресурсосберегающее воздействие на процесс материалопотребления.
Значение норм и нормативов ещё более возрастает в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития. Применяемые в логистических системах нормативные методы на всех уровнях организации и управления материальным потоком должны максимально соответствовать внедрению новой техники, прогрессивным технологиям и ресурсосбережению.
Важным требованием к нормативной базе коммерческой логистики является комплексность применяемых нормативов. Они должны охватывать все её функциональные области и большую часть операций, выполняемых в рамках полного логистического цикла, весь перечень продукции, циркулирующей в логистической системе.
При разработке нормативной базы коммерческой логистики необходимо предусмотреть возможность её оперативного регулирования при изменении параметров в системе поставок, обусловленных факторами внешней и внутренней среды. Например, изменения в производственной программе приводят к изменениям в объёме и ассортименте, потребляемых материальных ресурсов. При этом стабильность взаимодействия с поставщиками способствует повышению качественных характеристик выпускаемой продукции. То есть гибкость нормативной базы должна сочетаться с её стабильностью. В сферу исходных положений (правил) построения системы норм и нормативов входят прогрессивность, научно-техническая обоснованность и динамичность.
Нормативная база, применяемая в коммерческой логистике, имеет объективный характер. Она основывается на инновациях в организации производства, снабжения, сбыта и потребления продукции. Устанавливая нормы и нормативы в функциональных областях логистики, учитывают необходимость уменьшения затрат на организацию закупок, сокращения расходов на производство и транспортировку продукции, оптимизации затрат на создание и содержание запасов в системе поставок.
Инновационный путь социально-экономического развития страны предусматривает резкое повышение энергоэффективности экономики. За счёт роста производительности труда предполагается получить прирост выпуска продукции промышленности, сельского хозяйства, объёма перевозок на железнодорожном транспорте и работ в строительстве. Установлены напряжённые задания по экономии материалов, уменьшению материалоёмкости и энергоёмкости выпускаемой продукции, выполняемых работ и услуг. В решении таких задач большая роль отводится различным нормативным актам и нормативам. Они позволяют в масштабах экономики страны регулировать взаимодействие поставщиков и потребителей, идентифицировать и обобщать многочисленные показатели их хозяйственной деятельности.
Поскольку в масштабах страны циркулирует много видов сырья и материалов, комплектующих, машин, оборудования и другой продукции, потребляемой в разные сроки столь же значительным числом потребителей, то регламентация этого процесса и установление определённых норм и правил, обязательных как для поставщиков, так и для потребителей, транспортных, складских и других посреднических организаций, приобретает первостепенное значение при организации процесса товародвижения.
Нормативную базу коммерческой логистики можно представить как совокупность определённых регламентов:
организационно-правовых нормативов;
номенклатурно-качественных нормативов;
стоимостных нормативов;
норм расхода материалов и показателей использования средств производства;
нормативов запасов и скорости оборачиваемости оборотных средств.
Рассмотрим каждую группу показателей в отдельности.