Мировая логистикаНа мировых торговых путях (путь в греки, путь в арабы), которые проходили по территории Руси и которыми она активно пользовалась в течение многих столетий, применялась караванная форма организации перевозок. Сухопутные торговые караваны могли использовать в качестве транспортных средств и вьючных животных — лошадей, ослов, верблюдов. Навигация по рекам и озёрам обслуживала межрегиональную торговлю. Она имела хорошо развитую инфраструктуру. Строились торговые суда всех видов, в том числе типа река-море. На них русские торговые люди (гости) ходили по Каспийскому, Балтийскому и Чёрному морям; последнее в старину называли Русским морем. Поморы умели строить промысловые суда, способные ходить по морям Русского Севера.
Общее руководство торговым караваном осуществлял староста, или начальник каравана. В караванах, идущих из Азии по Великому шёлковому пути, его называли караванбаш. Руководителю каравана надлежало в том числе наблюдать за соблюдением порядка таможенного досмотра товаров и уплаты торговых пошлин. Особую его заботу составляло обеспечение безопасности каравана.
Когда мы говорим о транспортной составляющей современной коммерческой логистики, мы имеем в виду систему доставки (перевозок) не просто вещей, а товаров, которая обретает всё более сложную структуру. Вместе с процессом глобализации расширяется пространственное разделение: товары доставляются на рынки буквально со всех континентов. Удельный вес транспортных расходов в общем составе логистических издержек в некоторых отраслях российской экономики достигает двух третей от суммарных логистических издержек.
Приступая к изучению системы доставки товаров, мы встречаемся с новым понятием — транспортирование.
Слово «транспортирование» в русскую речь пришло из французского языка. Оно переводится как «перевозка товаров, доставка». Прежде собственно транспортом именовали «перевозное, грузовое, казённое судно».
В Терминологическом словаре транспортирование трактуется как «логистическая операция, заключающаяся в перемещении продукции в заданном состоянии с применением транспортных средств (в случае необходимости и грузоподъёмных средств), начинающаяся с погрузки в месте отправления и заканчивающаяся разгрузкой в месте назначения».
Определение данного понятия ныне нуждается в уточнении. Во-первых, транспортирование как услуга относится к рыночной инфраструктуре. Услуга, в отличие от обычного товара, не накапливается.
Во-вторых, коммерческая логистика имеет дело с доставкой товаров, а используемое для конкретизации понятия транспортирование слова «продукция» допускает более широкую интерпретацию, что обнаруживается уже в толковании термина груз. Под грузом понимается «принятая к перевозке транспортом общего использования или иным перевозчиком продукция, а также различное имущество физических или юридических лиц», т. е. под грузом подразумеваются не только товары, а любое движимое имущество.
Что касается транспортирования собственно товаров, то оно обставляется специальными экономическими условиями, и это определено свойствами самого товара. Сделаем пояснение. При пространственном перемещении товара продолжается процесс образования его стоимости — она возрастает на величину транспортных затрат. В том же процессе пространственного перемещения товар может утратить частично или полностью свою потребительную стоимость, т. е. полезность. Сохранение полезности товара также требует определённых дополнительных затрат. И всё это учитывается в логистических издержках. А нарушение сроков доставки отгруженных товаров потребителю может привести к расторжению самого договора о коммерческой сделке.
В коммерческой логистике нет понятия «груз», под которым разумеется «принятая к перевозке любая продукция». Груз — это категория транспорта как отрасли хозяйства. Коммерческая логистика в отличие от военной логистики имеет дело с материальными потоками — перемещением товаров потребительского и производственного назначения, вызванным пространственным разделением мест их производства и мест потребления, и начало движения здесь исходит от коммерческой сделки. В логистическом понимании товародвижение происходит в поточной форме и по своей сути не равнозначно грузодвижению. Материальный поток способен сохраняться и когда нет пространственного перемещения товаров, а происходит внутрипоточное перераспределение логистических активностей (во время так называемого базирования), что сопровождается процессом образования стоимости товара.
И ещё несколько установочных замечаний.
Первое. Коммерческая логистика не занимается физическим перемещением товарных масс. Это область деятельности перевозчиков. Ныне извозом промышляют и многочисленные специализированные транспортные предприятия. У них свой бизнес. Функцией коммерческой логистики являются организация и рационализация этого процесса.
Поэтому нельзя отождествлять коммерческую логистику с процессом транспортирования материальных грузов, хотя приоритетная роль пространственного перемещения товарных масс в логистической деятельности очевидна. Из системы коммерции логистика выделилась как деятельность, специализированная на преодолении пространственного разделения. И ныне это направление остаётся основной функцией коммерческой логистики. В договорах купли-продажи обычно предусматривается раздел «транспортные условия». Здесь указываются порядок перевозки, условия, сроки погрузочно-разгрузочных работ, размер и порядок оплаты и др.
Второе. Коммерческая логистика изучает не транспортные средства, не дороги, по которым они перемещаются с грузами, а закономерности организации материальных потоков. Транспортные средства её интересуют лишь как способ физического перемещения материальных ресурсов. Поэтому речь идёт о транспортной составляющей коммерческой логистики, которая рассматривается как активность материального потока, а виды транспорта — как средство его физического пространственного перемещения.
Логистическая деятельность включена в систему товарооборота — стадию воспроизводства, которая связывает потребление и производство через процесс купли-продажи. Объектом коммерческой логистики является товародвижение — процесс доведения товара, имеющего материально-вещественную форму (продукцию производственно-технического назначения и предметы потребления) до потребителя при пространственном разделении мест их производства и мест потребления. Товарооборот не включает в свою систему акты безвозмездной передачи товаров.
Товародвижение — более широкое понятие. Оно охватывает всю совокупность действий, которые сопровождают движение товара от производителя до его потребителя. Пространственное перемещение материальных ресурсов присутствует и во внутрипроизводственных процессах. Транспортная составляющая есть в логистиках снабжения, производства и сбыта, т. е. во всех функциональных областях коммерческой логистики. В рамках функциональных сфер коммерческой логистики процесс пространственного перемещения рассматривается как совокупность перевозки, погрузки, разгрузки, экспедирования и других логистических операций, т. е. в более широком плане, чем собственно перемещение грузов. Таким образом, функция транспортирования сопровождается реализацией целого ряда логистических операций.