Организация перевозокОрганизация перевозок — сложный процесс. Эта процедура включает в себя выбор способа перевозки или системы доставки товаров и выбор одного или нескольких видов транспорта. В ряде случаев транспортные средства используются как передвижное и даже стационарное хранилище. Хотя транспортное средство — довольно дорогостоящее хранилище, но в тех случаях, когда товар должен недолго храниться перед отправкой дальше, погрузочно-разгрузочные расходы на складе могут превысить потери от простоя загруженных транспортных средств. Когда объёмы складских помещений предприятия ограничены, использование транспортных средств для временного хранения товаров также может быть выгодным. Иногда с этой целью специально выбирают удлинённые маршруты доставки груза. В таком случае транспортные расходы и время в пути увеличиваются, но решается проблема перегруженности складов. Временное хранение продукции в транспортных средствах может быть оправданно и с точки зрения общих издержек, когда в процессе пространственного перемещения товара требуется изменить пункт назначения.
Все условия пространственного перемещения материального потока обусловлены целями системы поставок, факторами микро- и макро-логистического окружения. В качестве ограничительных параметров могут быть: время доставки товаров, месторасположение логистических звеньев системы, в которых осуществляется складирование, грузопереработка и другие промежуточные операции.
Организация логистическими службами перевозок предполагает проведение определённого вида предварительных работ, связанных с исследованием ситуации на рынке транспортных услуг, анализом основных характеристик транспортируемых товарных масс, обеспечивающих своевременное и эффективное их пространственное перемещение, включая оптимизацию транспортных расходов. Поскольку этот процесс физически осуществляется не ими, а транспортными предприятиями, то логистам в целях познания данного процесса разумно воспользоваться критериями и понятиями, которые применяются в науке, изучающей экономику транспорта. А мы в данном случае прибегнем к терминологическому словарю А. Н. Родникова. Для нас наибольший интерес представляют: расчёт товарной массы и объёма перевозимой продукции; анализ интенсивности потоковых процессов; определение расстояния перевозки груза; оценка плотности и укладистости груза; выявление условий грузопереработки; перераспределение ответственности за сохранность груза.
Следует учитывать, что понятия, которые относятся к экономике транспорта, не адекватны понятиям логистики. Так, понятие материальный поток — категория логистики не тождественно понятию грузовой поток — основной категории экономики транспорта. Грузовой поток — масса грузов (в тоннах), подлежащих доставке или доставленных транспортом между заданными пунктами за определённый период времени (обычно год). Характеристиками грузового потока являются:
густота перевозок;
коэффициент неравномерности перевозок (по направлениям, времени и пробегу);
интенсивность (среднесуточная потребность в отправлении грузов); средняя и минимальная масса отправки;
протяженность маршрута; число перевалок;
объём грузопереработки;
грузовая единица и т. д.