Государство как субъект рынкаЭто осуществляется путём применения различного вида экономического и социального регулирования.
Выделяются две основные группы транспорта. Первая группа — транспорт общего пользования. Это совокупность отраслей сферы материального производства, обеспечивающих потребности народного хозяйства и населения в перевозках грузов, почты, багажа и пассажиров. В неё входят железнодорожный, водный (морской и речной), воздушный, автомобильный и трубопроводный транспорт. Железнодорожный и трубопроводный транспорт в большинстве стран являются естественными монополиями, и их деятельность регулируется специальными государственными органами. Для других видов транспорта общего пользования характерно состояние олигополии, т.е. такая структура рынка транспортных услуг, при которой несколько крупных перевозчиков на основе неформальных договоренностей контролируют основную часть рынка. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признаётся перевозкой транспорта общего пользования только в том случае, если из выданной ей лицензии вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Вторая группа — транспорт не общего пользования. Это внутрипроизводственный транспорт, а также разного вида транспортные средства, принадлежащие нетранспортным предприятиям. Как правило, внутрипроизводственный транспорт является составной частью каких- либо производственных систем. Под промышленным транспортом понимается технологический комплекс, обеспечивающий внутризаводское перемещение предметов труда и готовой продукции в процессе производства, а также взаимодействие через использование подъездных путей с транспортом общего пользования. В задачи внешнего промышленного транспорта входит приём сырья, материалов от транспорта общего пользования. Внутрипроизводственный промышленный транспорт подразделяется на внутрицеховой и межцеховой. Внутрицеховой промышленный транспорт осуществляет доставку сырья, материалов к месту выполнения первой технологической операции, межоперационные перевозки и доставку готовой продукции на склад. Межцеховой промышленный транспорт выполняет перевозки полуфабрикатов, отходов производства между цехами, складами и другими структурными подразделениями предприятия.
Технический состав промышленного транспорта включает в себя железнодорожный транспорт широкой и узкой колеи, автомобильный транспорт, конвейеры, электрифицированные подвесные дороги, канатно-подвесные дороги, пневматический, трубопроводный транспорт и т. п. Промышленный транспорт взаимодействует с транспортом общего пользования на основе договоров о совместной эксплуатации, например подъездных путей. Организация работы промышленного транспорта на предприятии является одной из задач коммерческой логистики, которая осуществляется совместно с решением задач производства, снабжения и сбыта.
В коммерческой логистике функция «организация транспортирования» — одна из ключевых активностей. Между звеньями логистической системы непрерывно перемещаются потоки материалов, комплектующих, полуфабрикатов, объёмы которых могут составлять сотни тысяч тонн. Во многих логистических системах на транспортные расходы приходится наибольшая доля издержек.
Транспортные подразделения промышленных и торговых предприятий обязаны систематически изучать и учитывать конъюнктуру рынка транспортно-экспедиторских услуг.
Для реализации этой функции они взаимодействуют с операционно-аналитическими службами предприятия и отделом маркетинга. Необходимо отслеживать динамику спроса на транспортные услуги. Транспортные подразделения предприятий стремятся выбирать наиболее выгодный тариф (тариф — плата и сборы, взыскиваемые за перевозку товаров) применительно к каждой партии отправляемой продукции и для каждого из возможных способов перевозки. Транспортные службы предприятий при выборе подходящего перевозчика должны учитывать ряд обязательных факторов. В сравнительном анализе перевозчиков используются критерии, которые могут служить основанием для выбора. Среди них величина транспортных расходов, транзитное время (время перевозки товара), надёжность и стабильность, технические и сервисные возможности, доступность и безопасность.
Сравнительная оценка перевозчиков на основе перечисленных критериев может быть проведена с использованием метода рейтинговых оценок. Выбранные критерии должны отвечать требованиям участников логистической системы, и прежде всего получателя продукции. Для выполнения перевозок товаров нужны свободные оборотные средства. Данные об их наличии предоставляют финансовые службы предприятия. От транспортного отдела предприятия ждут, что он сможет обеспечить требуемый уровень сервиса, уложившись в выделенную на эти цели денежную сумму.
Чтобы транспортные средства не простаивали, а перевозки товарно-материальных ценностей осуществлялись вовремя, составляют графики выпуска подвижного состава на линию, проводят аудит транспортных операций. Необходимо тщательно планировать каждую отправку товарно-материальных ценностей, своевременно составлять расписание работы водителей. Кроме того, обязательны контроль технического состояния подвижного состава, своевременное его обслуживание и профилактический ремонт.
В функции транспортного подразделения промышленного предприятия входит отслеживание и экспедирование доставки. Выполнению этой работы помогают использование информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий, штриховое кодирование, электронные системы сбора и передачи информации о грузах в пути и спутниковая связь. Кроме того, транспортное подразделение предприятия занимается претензионно-исковой работой, ведёт переговоры о величине тарифных ставок. Функциональная насыщенность транспортного подразделения зависит от специализации предприятия (производственное, торговое, сервисное), его отраслевых особенностей, степени развития организационной структуры управления.
Функции транспортных подразделений предприятий могут уточняться и дополняться. Общее у них то, что их реализация связана с учётом действия закона подбора. Путём подбора соответствующих параметров происходит поиск оптимального решения из многих альтернатив (выбор поставщиков транспортных услуг, вида транспорта, принятие решения — содержать собственные транспортные средства и самостоятельно осуществлять перевозки продукции или арендовать транспортные средства или покупать транспортные услуги на стороне).
Таким образом, функция транспортирования включает реализацию сложных управленческих, организационных решений, непосредственно влияющих на работу всей логистической системы предприятия. При этом важно соблюдать основное правило логистики: обеспечение наличия нужного товара в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя по конкурентной цене.
Перед предприятиями-производителями товаров, торговыми и сервисными предприятиями всё чаще возникает проблема выбора: создавать собственный парк транспортных средств или использовать транспортные услуги сторонних организаций. Для принятия решения по этому вопросу необходимо:
определить затраты на создание и эксплуатацию собственного парка транспортных средств (стоимость покупки, аренды, лизинга подвижного состава);
проанализировать величину затрат на оплату услуг транспортных компаний;
сопоставить выигрыш в скорости и во времени перевозки грузов;
оценить качество выполнения функции транспортирования собственными силами и сторонней организацией.